Все чаще и чаще в общении автолюбительской среды появляются выражения типа «забился катализатор, хочу его выбить», «горит чек по катализатору», «планирую перевести на Е2». О том, что же это за странное устройство — катализатор, для чего оно нужно и какие неисправности могут быть связаны с ним, — и пойдет дальнейшая речь.
Начнем с того, что ты конвертера нужна высокая температура, которую обеспечивают горячие выхлопные газы. По этой же причине в современных автомобилях все чаще и чаще применяются каталитические конвертеры, встроенные непосредственно в выпускной коллектор.
Каталитическими конвертерами с завода комплектуются автомобили с заявленными нормами токсичности, соответствующими стандарту Евро-2 (далее – Е2) и выше. В зависимости от автомобиля могут применяться несколько каталитических конвертеров, расположенных друг за другом.
Для чего нужен катализатор
Ни для кого не секрет, что при работе двигателя внутреннего сгорания выделяется масса токсичных «вредных» газов. К наиболее вредным относятся: CO, CH, NОx.
- CH – углеводороды. Очень много токсичных комбинаций.
- СО – бесцветный газ без запаха. В большой концентрации вызывает тяжелое отравление организма, вплоть до смерти.
- NOx – оксиды азота. Вступая в реакцию с водой, они образуют азотную и азотистую кислоты. Именно с этими газами связанно то, что стоя рядом с автомобилем без каталитического конвертера, мы испытываем резь в глазах и першение в горле. При большом скоплении, взаимодействуя с влагой в облаках, оксиды азота способствуют образованию кислотных дождей. Среди оксидов азота также можно выделить NO2 – бурый газ, вызывающий тяжелые болезни легких.
Теперь представьте огромное скопление автомобилей, например, пробки в мегаполисах в час пик. И что бы творилось вблизи, если бы не каталитический конвертер?
Самая главная рабочая часть в конвертере – каталитические вещества. Обратившись к школьному курсу химии вспоминаем, что есть такие катализаторы – вещества, которые ускоряют или делают возможной реакцию, но при этом сами в реакцию не вступают.
В каталитических конвертерах используются:
- Платина и палладий. Это окислительные катализаторы. Они окисляют углеводороды СН (вода из выхлопной трубы – один из продуктов этой реакции) и СО до СО2.
- Родий. Это восстановительный катализатор. Занимается восстановлением NOx до обычного азота, составляющего основную часть нашей атмосферы. Одним из продуктов реакции восстановления является кислород, который также участвует в окислении СО и СН.
Каким образом приходит в негодность
- Прежде всего, конвертер может «отравиться». Это происходит, когда катализаторы вступают в необратимую реакцию с другими веществами (например, входящими в состав этилированного бензина).
- Катализаторы может просто «сорвать» с поверхностей сот выхлопными газами. Это происходит вследствие некачественного изготовления.
- Механическое разрушение сот конвертера. В основном такое может произойти в конвертерах с керамическим блоком сот. Удар в конвертер снизу, попадание большого количества несгоревшего топлива, вызывающее перегрев и оплавление сот, разрушение из-за неравномерного теплового расширения корпуса и блока сот (например, после интенсивного разгона попадание в глубокую лужу).
Какие могут быть последствия
В первых двух вышеописанных случаях (мы назовем их общим термином «потеря эффективности работы») вы просто почувствуете, что усилился неприятный запах из выхлопной трубы, на щитке приборов загорится сигнализатор «проверь двигатель», автомобиль станет менее приемистым, увеличится расход топлива.
Механическое же разрушение сот наиболее опасно. Куски сот забивают выхлопную систему, автомобиль перестает развивать мощность, перегревается. Если выхлопная система забита сильно, двигатель может даже не запуститься. Керамическая крошка при обратном движении выхлопных газов попадает в цилиндры и повреждает рабочие поверхности, действуя как наждачная бумага.
Помните, что вывод о механической неисправности каталитического конвертера должен сделать профессиональный диагност! Не доверяйте «специалистам», говорящим что-то вроде: «Давай катализатор выбьем, вдруг поможет». Эта, в общем-то, нехитрая процедура может и результата не принести, и впоследствии больно ударить по вашему кошельку. Помните, что каталитический конвертер – это очень дорогостоящая запчасть!
Используя современное оборудование можно выявить механический дефект конвертера с вероятностью 99% процентов. Завершающим же этапом проверки является визуальный контроль, когда конвертер снимают и осматривают изнутри.
Что же делать
В случае потери эффективности работы у вас есть три варианта действий:
- Заменить на оригинальный. Тут вопрос в цене. Оригинальные конвертеры могут стоить от 20 до 100 тыс. рублей.
- Заменить на неоригинальный. В последнее время рынок наводнили дешевые конвертеры, как марочные, так и универсальные. Стоимость их от 5 до 10 тыс. рублей. Отличительная особенность таких конвертеров в том, что их, как правило, в лучшем случае хватает на 3-4 месяца эксплуатации. После чего повторяется эпопея, описанная в последствиях потери эффективности. Каталитические вещества очень дорогие и, следовательно, существует прямая зависимость — чем дешевле конвертер, тем меньше их используется.
- Отключить катализатор в микропрограмме блока управления двигателем — так называемый «перевод на Е2». При этом блок управления двигателем перестанет проверять конвертер на исправность, не будет зажигать лампу «проверь двигатель» и работать по аварийной подпрограмме.
Здесь хочется отметить, что данную процедуру следует доверять только опытному специалисту, поскольку неправильное отключение диагностики конвертера может принести неприятные последствия. Вопреки еще одному распространенному заблуждению перевод на Е2 мощности двигателю не прибавит и расход топлива не убавит. Этого можно добиться только после программного тюнинга — комплексной перенастройки параметров микропрограммы, по которой работает двигатель. Перевод на Е2 можно совместить с программным тюнингом, что, в общем-то, и делает большинство автовладельцев.
В случае с механическими дефектами действия те же, только к отключению катализатора можно добавить удаление остатков блока сот и установку трубы вместо корпуса конвертера, либо пламегасителя. В случае использования пламегасителя вы избавитесь от неприятного бурчания выхлопных газов в пустоте.
В случае с механическими дефектами действия те же, только к отключению катализатора можно добавить удаление остатков блока сот и установка вместо корпуса конвертера трубы, либо пламегасителя. В случае использования пламегасителя вы избавитесь от неприятного бурчания выхлопных газов в пустоте.
Что выбрать — думать и решать вам, уважаемый пользователь. Выбор полностью лежит на вашей совести и гражданской ответственности.
«Выбью – попрёт?»
Нет, конечно. Бытует расхожее мнение, что «катализатор душит мотор» и если его выбить и перевести на Е2, то «мотор начнет дышать и нереально попрёт». На самом деле сопротивление потоку выхлопных газов в зоне рабочих оборотов очень небольшое, прибавка в мощности будет ничтожная. Зато в комплекте Вы получите зачастую дорогостоящую проблему с программным отключением катализатора и дурно пахнущий автомобиль.
Сделайте лучше качественный программный тюнинг, отключите катализатор и оставьте конвертер в покое. Запишитесь к нам: